Происки США в зоне Тихого океана
Прислано Pretich September 17 2023 10:07:50

США в Тихом океане - 1982 год...

 

Глобальные экспансионистские устремления американской военщины получили новый стимул с приходом к власти администрации Рейгана. Отмеченное в документах XXVI съезда КПСС резкое возрастание агрессивности американского империализма находит свое выражение в курсе Соединенных Штатов на открытое использование силы в международных отношениях, в беспрецедентном раскручивании гонки вооружений.

 

В книге «Большая стратегия на 80-е годы» один из американских стратегов генерал Т. Мильтон, анализируя состояние союзнических отношений с западноевропейскими государствами, отметил, что в скором будущем необходимо «заключить новые соглашения и обеспечить помощь Соединенным Штатам со стороны новых сил за пределами зоны НАТО». Говоря об этом, Мильтон, разумеется, не предлагает заменить «атлантизм» каким-либо иным направлением, а имеет в виду приложение дополнительных усилий по мобилизации как имеющихся, так и потенциальных союзников в районах, значение которых для США возросло к началу 80-х годов.

 

К числу таких районов Вашингтон в первую очередь относит обширную тихоокеанскую зону (в данной статье речь будет идти о государствах бассейна Тихого океана, кроме Латинской Америки). Численность населения капиталистических государств региона составляет примерно 750 млн. человек, или 17 процентов, населения земного шара, суммарный валовой внутренний продукт превышает 40%, от аналогичного показателя всех капиталистических стран. Немаловажным фактором является быстрый рост объема торговли США с расположенными в этой зоне государствами. С 1970 по 1978 год он увеличился с 18,7 млрд, до 76,6 млрд, долларов, превысив впервые в американской истории товарооборот с Западной Европой. К этому следует добавить, что на дне Тихого океана и на территориях стран региона имеются значительные запасы природных ресурсов. Здесь обнаружены перспективные месторождения нефти и газа, что особенно важно теперь, когда Ближний Восток, по мнению западных специалистов, перестает быть надежным источником энергетического сырья. Динамика роста разведанных нефтяных запасов стран Тихоокеанского бассейна без учета США (по отношению к запасам капиталистического мира) выглядит следующим образом: 1970 год — 1 проц., 1977-й — 7, 1979-й — 13. Сходная ситуация наблюдается и с запасами природного газа. Помимо этого, в тихоокеанском районе имеются почти все основные виды минерального сырья (бокситы, марганец, титан, никель, олово, вольфрам, молибден, серебро, многие редкоземельные металлы), которые США постоянно вынуждены импортировать.

 

Американский Тихоокеанский флот во главе с авианосцем

 

И все же в планах Вашингтона относительно тихоокеанской зоны, несмотря на всю важность экономических факторов, центральное место занимают военно-политические соображения. Администрация Рейгана, проводя политику глобального противоборства с Советским Союзом, большую ставку делает на дальнейшее укрепление здесь американских военно-стратегических позиций. Резкая активизация мероприятий Белого дома в дипломатической, военной и экономической областях позволяет западным специалистам сделать вывод о возвращении США «на подмостки азиатской сцены», о проведении ими наступления с помощью так называемой «доктрины Рейгана». Основная ее цель — покончить с «вьетнамским синдромом» и восстановить американское лидерство в этом регионе под флагом антисоветизма. «Соединенные Штаты, — уверял бывший госсекретарь А. Хейг, — будут укреплять свое военное присутствие в тихоокеанской зоне...»

 

В милитаристских усилиях американского империализма особое внимание уделяется качественному и количественному наращиванию группировки вооруженных сил США. В послевоенные годы Пентагон создал в ряде стран Тихого океана обширную сеть основных военных баз. В настоящее время их 85, в том числе 40 в Южной Корее, 32 в Японии, 11 на Филиппинах и две в Австралии. Не довольствуясь этим, американские стратеги прилагают усилия по дальнейшему наращиванию системы базирования. В июле 1981 года вступила в строй действующих ВМБ Бангор на Тихоокеанском побережье США, предназначенная для атомных ракетных подводных лодок типа «Огайо».

 

Важное место в планах США занимает Микронезия. «Освоение» ее, как известно, началось давно. В полигоны для испытания ядерного оружия и баллистических ракет превращены атоллы Бикини, Эниветок и Кваджалсйн. На о-вах Палау сооружен крупный военный комплекс, включающий военно-морскую базу, аэродром и полигоны. Предусматривается строительство военных объектов, в том числе баз ВВС и ВМС, складов ядерного и химического оружия на Марианских и Каролинских о-вах. Вопреки воле коренного населения Микронезии администрация Рейгана путем политических махинаций стремится обеспечить условия для беспрепятственного использования в будущем этой островной территории в своих стратегических целях.

 

Создав разветвленную сеть баз в западном и центральном районах Тихого океана, Пентагон разместил здесь часть стратегических наступательных сил и вторую по значимости после Западной Европы группировку сил общего назначения. По данным зарубежной печати, американские ВМС на Тихом океане насчитывают до 200 кораблей, более 1500 самолетов и свыше 300 тыс. человек. С вводом в их состав в октябре 1981 года ПЛАРБ «Огайо», вооруженной ракетами «Трайдепт-1», «стратегическая структура Тихоокеанского флота еще больше укрепилась».

 

Американская ПЛАРБ USS Ohio SSBN 726 август 1982 года

Американская ПЛАРБ USS Ohio SSBN 726 август 1982 года

 

Реализуются планы дальнейшего совершенствования вооружения кораблей в силах общего назначения за счет оснащения их противокорабельными ракетами «Гарпун». В дальнейшем предусматривается вооружить стратегические бомбардировщики В-52, надводные боевые корабли и атомные подводные лодки крылатыми ракетами. Указанные мероприятия американской администрации являются составной частью намеченной на 80-е годы программы коренной модернизации вооруженных сил, повышения их стратегической и тактической мобильности.

 

Не менее важным аспектом военно-политической деятельности США в зоне Тихого океана считаются их усилия по всемерной активизации военной роли их союзников — Японии, Южной Кореи, Австралии и Новой Зеландии. Эти намерения Вашингтона со всей очевидностью проявились в ходе учений «Римпак-82» и «Тим спирит-82».

 

Как отмечала японская печать, учения «Римпак-82», в которых приняли участие ВМС США, Канады, Австралии, Новой Зеландии и Японии (всего 60 кораблей, 120 самолетов и 29 тыс. военнослужащих), по своим масштабам и срокам значительно превзошли аналогичные учения прошлые лет. Одна из особенностей состояла в том, что впервые в них участвовало 6 тыс. американских морских пехотинцев. Этот факт, по свидетельству газеты «Майнити», придал маневрам «ярко выраженный агрессивный характер». Отработка взаимодействия ВМС США с флотами своих тихоокеанских союзников расценивается в иностранной прессе как стремление Пентагона возложить на них роль подручных в выполнении стратегических планов Вашингтона.

 

Совместные американо-южнокорейские учения «Тим спирит-82», по мнению зарубежных специалистов, были весьма показательны в другом отношении. Стремясь поддержать агрессивные намерения южнокорейской военщины, Вашингтон сделал все возможное, чтобы убедить марионеточный режим в надежности своих союзнических обязательств. Именно поэтому учения сопровождались массированными перебросками на Корейский п-ов американских войск и вооружения с. военных баз в Японии, на Филиппинах, Гавайских о-вах и континентальной части США. Посетивший в этот период Южную Корею министр обороны К. Уайнбергер заверил союзников в том, что CHIA намерены и впредь укреплять свою военную мощь в зоне Тихого океана, а также подтвердил обещание Вашингтона продолжать военную помощь южнокорейцам.

 

Американская ПЛАРБ SSBN-643 George Bancroft во время визита в Японию 1982 год

Американская ПЛАРБ SSBN-643 George Bancroft во время визита в Японию - 1982 год

 

Партнером США номер один на Дальнем Востоке все очевиднее выступает Япония. Усилия, которые администрация Рейгана приложила для втягивания ее в орбиту своих военно-стратегических интересов, уже дают свои плоды. Гонконгский журнал «Фар истери экономик ревью», подводя итоги противоречивой за последнее время хронике американо-японских отношений, резюмировал: «Жребий брошей: начался неизбежный процесс перевооружения Японии». Прикрываясь мифом о «советской угрозе», воинственные круги в США и в самой Японии пытаются ускорить милитаризацию страны, добиться пересмотра мирной конституции, в частности 9-й статьи, запрещающей создание вооруженных сил. По расходам на военные цели Япония сейчас занимает восьмое место в мире: в 1982 году военному ведомству выделено 2,6 трлн, иен, или на 7,75 проц, больше, чем в предыдущем.

 

Наращивая военный потенциал, Япония одновременно идет на расширение и углубление милитаристского сотрудничества с США. В начале 1982 года на заседании американо-японского консультативного комитета безопасности сделан очередной шаг навстречу пожеланиям Вашингтона. Стороны договорились приступить к изучению возможностей совместных действий в случае возникновения «чрезвычайных обстоятельств» на Дальнем Востоке. Комментируя это решение, агентство Киодо Дусин отметило, что речь идет фактически о качественно новом уровне сотрудничества, выходящем за пределы «договора безопасности», поскольку сфера совместных действий вооруженных сил обоих государств теперь включает не только территорию Японии, но и районы, находящиеся далеко за ее пределами. Именно в этом направлении Пентагон подталкивает развитие ВМС Японии, чтобы они могли вести боевые действия на удалении до 1000 миль от побережья.

 

Зарубежная печать неоднократно сообщала о наличии тактического ядерного оружия США на территории Японии, порты которой всегда открыты для американских атомных подводных лодок. Вашингтонские стратеги не прочь превратить и эту страну вслед за Западной Европой в полигон для ведения «ограниченной» ядерной войны. Ограниченной, разумеется, для США. Что касается Японии, то ей по задуманному в Пентагоне сценарию отведена роль заложника, который должен принять на себя «отвлекающий удар». Какова же реакция Японии? Заявляя на словах о своей приверженности идее ядерного разоружения, ее правительство в то же время отказывается придать силу закона трем неядерным принципам — не ввозить, не производить и не обладать ядерным оружием.

 

Под нажимом Соединенных Штатов в последнее время активизировались связи между двумя странами в области военно-технического сотрудничества. Как заявил в начале 1982 года министр внешней торговли и промышленности С. Абэ, отныне запрет на экспорт вооружений не распространяется на совместную с другими государствами разработку оружия и военной техники. Начальник управления национальной обороны С. Ито предложил заключить японо-американское соглашение по созданию новых видов вооружений. Большой интерес, пишет газета «Вашингтон пост», американцы проявляют к разработанным в Японии компьютерам и лазерам, которые могли бы найти применение при создании «оружия будущего».

 

Вашингтон использует любые средства с целью вынудить Токио принять американские требования о резком наращивании военных усилий, в том числе об увеличении в 2—3 раза военных расходов, о расширении закупок вооружений за океаном, предоставлении США передовой технологии, которая может быть использована в военных целях. При этом американцы дают понять, что выполнение их требований будет благоприятно учитываться при решении двусторонних торгово-экономических проблем.

 

Укрепление милитаристских связей с Японией, Южной Кореей, Австралией и Новой Зеландией сегодня уже не удовлетворяет американскую военщину. Как сообщает иностранная пресса, идут поиски путей сколачивания широкой военно-политической организации, именуемой «тихоокеанским сообществом». США хотели бы объединить под своей эгидой наряду с Японией, Канадой, Австралией, Новой Зеландией страны АСЕАН (Индонезия, Филиппины, Таиланд, Малайзия, Сингапур), а также Южную Корею. Инициаторы данного проекта не скрывают своих антисоветских целей и стремления любой ценой сделать присоединившиеся государства АСЕАН соучастниками империалистических авантюр, в частности превратить их в «форпост обороны на Тихом океане».

 

Страны АСЕАН, по оценке зарубежных специалистов, в целом весьма скептически относятся к идее вступления в «сообщество», несмотря на «выгоды», которые им сулят. США не могут не учитывать этих настроений и поэтому, оставаясь в тени, на передний план в качестве проводников концепции «тихоокеанского сообщества» выдвигают Японию, а также подключают к реализации этих замыслов своих наиболее верных союзников в регионе — Австралию и Новую Зеландию. Прохладное отношение большинства участников АСЕАН к данной инициативе имеет под собой вполне реальные причины. За туманными формулировками целей и задач «сообщества» ясно просматривается стремление Соединенных Штатов создать широкий военно-политический альянс, служащий интересам международной реакции, а заодно сколотить замкнутую экономическую группировку, которая обеспечивала бы интересы американского и японского империализма.

 

Несмотря на возникшие трудности, Вашингтон не собирается отказываться от своих планов. Основное средство, с помощью которого он пытается оказать давление на страны АСЕАН, — это преднамеренно раздуваемая истерия вокруг так называемой «советской экспансии», запугивание государств Юго-Восточной Азии «угрозой» со стороны Вьетнама. В качестве первого шага делается все возможное для подхлестывания в них гонки вооружений. Но данным обзора, подготовленного информационной службой «Дент ньюс» в Маниле, военные расходы участников АСЕАН за последние годы резко возросли и составляют до 27 проц, национальных бюджетов, значительно превышая ассигнования на здравоохранение и образование. Объем американской военной помощи нм во второй половине 70-х годов превысил 800 млн. долларов, то есть возрос более чем вдвое по сравнению с предыдущим пятилетием. Начиная с 1977 года страны АСЕАН приобрели у США вооружения на сумму 2,48 млрд, долларов, в том числе истребители F-5E и штурмовики А-4, танки М48, артиллерийские орудия, вертолеты, стрелковое оружие и боеприпасы.

 

Стремясь не допустить сближения «пятерки» с прогрессивными государствами Индокитая, США активно используют так называемый «кампучийский вопрос»; инспирируют интервенцию в Народную Республику Кампучию базирующихся в Таиланде пол-потовских банд.

 

На роль партнера США в деле дестабилизации обстановки в этой «горячей точке» планеты претендует Китай. Пекинские лидеры усиливают нажим на страны АСЕАН, и прежде всего на Таиланд, чтобы создать новый фронт борьбы против Вьетнама и Кампучии. Они выступают за сохранение на Дальнем Востоке и в Юго-Восточной Азии американского военного присутствия, поддерживают конкретные шаги вашингтонской администрации, направленные на подстегивание новой гонки вооружений и втягивание в нее союзников США. Как отмечала вьетнамская газета «Нян зан», китайская верхушка, заигрывая с Вашингтоном, строит политику в отношении Тайваня с учетом интересов и перспектив экспансии Соединенных Штатов. Несмотря на дымовые завесы, время от времени пускаемые Пекином в виде заявлений но тайваньскому вопросу, Белый дом так и не признал суверенитет КНР над островом.

 

Администрацию Рейгана, сообщает зарубежная печать, нисколько не беспокоят китайские шумные «протесты» по поводу поставок американского оружия Тайбэю, ежегодный объем которых превышает 500 млн. долларов. США рассматривали и продолжают рассматривать Китай как орудие противоборства с Советским Союзом, с освободительными революционными движениями. Именно поэтому американское правительство решило отменить ограничения на продажу КНР наступательного оружия и активизировать сотрудничество с ней по военной линии, а сейчас уже налаживает обмен разведывательными данными. Недальновидная политика китайских руководителей, их стремление проводить параллельный с США стратегический курс, по оценке иностранных специалистов, дает Вашингтону все основания рассматривать Китай как пособника своего агрессивного курса в зоне Тихого океана.

 

Наращивание военного присутствия и активизация военно-политической деятельности США в Тихом океане, попытки Вашингтона сомкнуть в единую цепь НАТО, АНЗЮС, американо-японский «договор безопасности» и присоединить к ним страны АСЕАН — все это чревато серьезными последствиями не только для тихоокеанского региона, но и для всего земного шара. Тревога сотен миллионов людей по поводу возрастающей ядерной угрозы нашла свое выражение в выступлениях австралийских участников движения за мир и японских писателей. В ответах товарища Л. И. Брежнева представителям общественности этих стран подчеркивается миролюбивая позиция Советского Союза по вопросам разоружения и мира. Новые советские инициативы, изложенные в речах товарища Л. И. Брежнева на XVII съезде профсоюзов СССР и на торжествах в Ташкенте, затрагивают не только общие интересы всей планеты, но и обращены к конкретным региональным проблемам. В частности, важным для тихоокеанского региона является вопрос о распространении мер доверия на акватории морей и океанов. Сделать их свободными от военных приготовлений, от размещения там смертоносных видов оружия — таково веление времени.

 

Полковник Б. ПЕРЕСВЕТОВ

Зарубежное военное обозрение, №7 1982 год