Подводя черту - фильм начала 1970-х, ССР
Прислано Watson August 25 2023 19:09:14

Кино Литовской ССР - Подводя черту

 

«Подводя черту» — так называется фильм, который закончили снимать на Литовской киностудии Раймондас Вабалас и оператор Ионас Грицюс (по киноповести Г. Кановичуса и С. Шальтяниса «Последний поезд старика Эвальдаса»). Фильм поведает зрителям о тихой, устоявшейся жизни одного маленького литовского городка и о том, как был нарушен покой некоторых его обитателей.

 

А произошло это, когда в город [на местном мясокомбинате обнаружено крупное хищение] приехал молодой следователь по имени Андрюс Шукис [эту роль играет молодой актер, недавний выпускник драматического факультета Вильнюсской консерватории Альгис Матулионис].

 

Но не история с хищением становится центральным моментом повествования. Напротив, она как бы отходит на второй план, а наше внимание привлекает одно давнее и немного загадочное происшествие, подоплеку которого и пытается выяснить для себя Андрюс. Дело в том, что несколько лет назад в этом городке, решив покончить с собой, бросился под поезд один человек. Постепенно Андрюс узнает, что та смерть была убийством, выясняет ее причину и имена виновников — они и поныне довольно безбедно живут-поживают в этом самом городке...

 

Подводя черту - Эвальдас С. Космаускас, Аля И. Лепешкайте, Моника Д. Руткуте

«Подводя черту»
Эвальдас (С. Космаускас), Аля (И. Лепешкайте), Моника (Д. Руткуте)

 

Нужно сказать сразу: и Вабалас и Грицюс не считают эту ленту этапной в своем творчестве [кстати, это уже их пятая совместная картина]. И тем не менее оба работали с увлечением, — для обоих в этой новой картине действительно много нового. Ну хотя бы «детективный элемент»...

 

— Мы старались снимать не «детектив» и даже не «психологический детектив», — говорит Вабалас, — а просто картину, в которой, как в жизни, есть разное — тут и обыденное, и смешное, и трагическое, и «детективное».

 

Мы стремились очень точно, фактурно «выписать» будни, атмосферу городка, тем более что место действия фильма — приморье, своеобразный край, по своей истории, по народным традициям несколько отличным от остальных литовских областей.

 

Есть в ней н какие-то веселые [опять-таки как в жизни смешное у грустное рядом] моменты. Например, свадебная процессия [это один из эпизодов фильма] и своеобразный танец «Жигулей» — на живописной развилке дорог, знаете, как теперь строят развилки, этакими замысловатыми вензелями...

 

Старик Эвальдас [его играет замечательный актер, директор паневежиского театра Стяпас Космаускас] — одно из главных действующих лиц картины. Пожалуй, именно эта роль сосредоточила в себе основную мысль фильма, его эмоциональным заряд; ничто на свете не проходит бесследно, не прощается, не зарастает травой забвения — ни подлость по отношению к другим, ни измена самому себе... Драма измученной совести и позднего раскаяния [Эвальдас — один из трех виновников той самой давней и загадочной смерти] — таково, пожалуй, зерно этой роли.

 

Стяпас Космаускас признается, что эта работа очень интересна и необычна для него. Дело в том, что по какой-то дурной традиции после «Шагов в ночи», где актер впервые (и с блеском) сыграл немецкого офицера, ему стали предлагать исключительно роли самых разных фашистов и злодеев. (Возможно, именно поэтому зрители пока меньше знают этого актера, чем других паневежисцев — исполнителей «положительных» и «героических» ролей, что поделать — такова уж психология нашего восприятия!).

 

...Я спрашиваю Йонаса Грицюса, какие новые операторские задачи он перед собой ставил: ведь это первая его цветная картина. Грицюс, как всегда, пытался отшутиться: «Честно говоря, я отдыхаю на этом фильме, потому что наконец-то это современность. и нам не надо выкапывать телеграфные столбы, убирать антенны, усаживать на лошадей актеров, не умеющих ездить верхом.

 

Вообще-то я не модный и даже «консервативный» оператор и эту картину снимал тоже «консервативно». Единственное «нововведение» — это кашированный (немного необычный по формату, удлиненным) кадр, и то только потому, что анаморфотные приставки, с помощью которых снимается «широкий экран», немного искажают цветное изображение. А в остальном — суровый реализм, в том числе и в цвете.

 

Мы хотели, чтобы колористическое решение фильма было приближено к жизни. Никаких условностей, никаких цветовых перепадов. Такое решение диктовал реалистический материал фильма, а материал всегда определяет изобразительный ключ фильма.

 

Художник-постановщик фильма — А. Шважас

Композитор — А. Апанавичус

В других ролях заняты актеры Н. Лепешкайте, Г. Кураускас, К. Виткус, Д. Руткуте, М. Карклялис.

 

Л. Закржевская

Советский Экран, №1 1973